Развитие ветеринарии в странах Древнего Мира

razvitie-veterinarii-v-stranax-drevnego-mira_001Первые сведения о ветеринарии и болезнях животных в странах Древнего Мира: Китае, Индии, Персии (Иране), Вавилонии.

В Древнем Востоке раньше других стран совершился переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому и их народы оставили наиболее древние исторические памятники. Культура стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие Европейских стран.

За несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материального миропонимания и зачатки научных знаний о природе, они развивались, накапливались сведения о природе. Функции врачевания, присущие ранее многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках жрецов и они становятся хранителями знаний о природе, а с появлением письменности ими записан народный опыт лечения. Известно, что ведущее положение в развитии науки переходило от одной страны к другой: от Китая, Индии, Вавилонии, Персии к Египту, Древней Греции и Риму.

В Китае в период первобытнообщинного строя приручены различные виды животных, в том числе слоны, олени. Скотоводство занимает значительное место. Животных приносили в жертву в большом количестве.

В рабовладельческом периоде – 2 тыс. лет до н.э. – возникает иероглифическая письменность, сложность ее была доступной только для жрецов. Большого успеха в развитии получили математика, астрономия, агрономия, биологические и медицинские знания. Китайская медицина связана с древней философией. Китайцы представляли и уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме – взаимоотношениям основных пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. Здоровье и болезнь, как и во внешнем мире, определялись борьбой двух полярно противоположных сил (активные «ян» — мужские, пассивные «инь» женские). Так определялись и болезни 2 групп: — с повышенной функцией организма (ян), с пониженной функцией (инь). Принцип лечения заключался в применении противоположной болезни силы: (ян – холодом, инь – теплом).

razvitie-veterinarii-v-stranax-drevnego-mira_002Пульсу придавали большое значение в понимании развития болезни и диагностике (болезней печени, почек, кишечника). Лечение — в руках жрецов в храмах, но есть и лекари – практики. Много внимания уделяется гигиеническому режиму – умеренности во всем.

В лечении применяли: – травы женьшень, лимонник, чай, лук, чеснок, опий; вещества животного происхождения: рога молодого оленя, печень, костный мозг, кровь тигра; вещества минерального происхождения: ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия; иглоукалывание и прижигание (у людей и животных) 1200 лет до н.э.

Для сшивания ран использовали шелк, нить конопли, сухожилия телят, ягнят.

Появляются специалисты по изготовлению и торговле лекарствами. Первые литературные данные о методах лечения изложены около II в. до н.э. в книге «Канон о внутреннем». Три тысячи лет назад в медицине определялось 4 раздела: терапия, хирургия, диетика и ветеринария.

С XI в до н.э ветеринария определяется как отдельный раздел врачевания. Так, в тибетских источниках VII – VI вв. н. э., в трудах врача Джу – Джи предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот; описаны методы профилактики некоторых гельминтозов (бычьего солитера). Здесь отмечена связь распространения чумы людей, животных с крысами, что не опровергнуто до сих пор. «Спустя несколько дней после гибели крыс люди падают, как обрушившие стены», но как передается возбудитель – было определено в XIX веке.

В Индии

Рабовладельческий строй сложился уже за 3 тыс. лет до н.э.

Лечением занимались знахари, ставшие затем врачами – целителями. Ветеринарные врачи в Древней Индии относятся к высшему медицинскому сословию, куда относятся и врачи человека. Источником сведений по лечению людей и животных в IX – III в. до н.э. является «Знание жизни» — обширная энциклопедия медицинских знаний. В ней описаны 760 лекарственных растений, способы применения средств животного и минерального происхождения, классические признаки воспаления различных форм, признаки более 150 заболеваний различных органов, лечение ран маслами и иглоукалыванием.

razvitie-veterinarii-v-stranax-drevnego-mira_003При назначении лекарств учитывали их действие, характер болезни, темперамент, пол, возраст больного. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций (ампутация, грыжесечение, лапаротомия, удаление катаракты, акушерские приемы.). Они знали лечение ожогов, язв, переломов и вывихов. В I век н.э. открываются больницы для людей и животных. В Индии широко практикуется инкубация яиц в особых печах.

Религия «буддизм» тесно переплетается с лечением — молитвами и заклинаниями.

В сборниках бытовых и религиозных предписаний «Веды» и своде законов Ману освещаются рекомендации по гигиене, питанию (предпочтение – растительной пище, меду, молоку и ограничение в мясе); определена ответственность врача за неудачное лечение и размеры штрафов. Описаны болезни, подобные сибирской язве, бешенству, малярии, холере, оспе животных, гельминтозам и кровопаразитарным болезням животных. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья переведены на арабский язык и распространены в разных странах Востока.

В Персии (Иране)

Иранские племена в домашнем хозяйстве приручали и использовали лошадей, овец, коров. Лошади имели огромное значение для войска воинствующих племен. Здесь даже имя владельца зависело от возраста лошади и ее качеств.

Лечением домашних животных занимались кудесники, знахари. Они применяли колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы; изгоняли злой дух с головы у больных, даже рассекая череп, о чем свидетельствуют археологические раскопки.

Большое место описанию животных отводится в Священном писании Авеста (IX – III вв. до н.э.). Здесь животных делят на 2 группы: полезные – домашние и бесполезные – волки, змеи, насекомые и т.д. Описано содержание, дрессировка, лечение животных, кормление собак (щенкам не разрешалось давать в пищу большие твердые кости и горячую пищу)

Врачи должны были лечить животных теми же лекарствами, которыми лечат богатых людей.

Первый ветеринарный врач Персии – Фрейдун (V век до н.э.), который использовал для лечения нож, лекарства и имя Бога скрестил лошадь и осла – «получил» мула.

В Персии четко определена плата за лечение животных. Если врач лечил крупное животное, то получал стоимость среднего животного; если среднее (кроме овцы), ему давали овцу; если врач лечил овцу, то получал плату мясной пищей.

Ветеринария успешно развивалась в числе других наук, но большинство книг и документов того периода уничтожено армией Александра Македонского, который приказал по одному экземпляру книг по астрономии и медицине сохранить, перевести на греческий язык для своей страны, а остальные сжечь. И только после освобождения Персии в III в. н.э. были восстановлены библиотеки, переведены греческие книги на хлавский язык.

В этот период создается первый университет, где преподается и ветеринария, построена ветеринарная клиника. Преподавание вели как персидские, так и греческие ученые. Написаны книги «Основы ветеринарии», «О лечении домашних животных».

В I в. н. э. состоялся первый в истории Международный конгресс ветеринарных и медицинских врачей.

Вавилония (Ирак) – Древнее рабовладельческое государство – Двуречье в долине р. Тигра и Ефрата образовалось II-I тыс. лет до н.э. Здесь накопились значительные знания по ветеринарии. Природные условия способствовали развитию скотоводства (молочный, мясной скот и овцы). Описаны не только многие болезни, но и методы их лечения. Для борьбы с инфекционными болезнями животных закрывали границы государств во время эпизоотий, указывалась их связь с эпидемией. Была известна передача болезни от больного здоровому. Больных изолировали, помещения сжигали, бешеных животных убивали.

Известны применения компрессов, массажей, промываний, кровопусканий, приготовления отваров, лекарственных растений, мазей; использование воды и масел для лечения. Разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация.

Наряду со жреческой мистической медициной (гадание по внутренним органам животных, печень) и магическими действиями, была и профессиональная ветеринария. Наряду с этим лечением животных занимались и знахари, оказывая помощь малоимущему населению.

Методы лечения и прогноз болезни были связаны с астрологией (положение небесных светил и астрологический календарь). Именно Вавилонская астрология и у других народов вошла в медицину. Рассечение жертвенных животных давали некоторые анатомические познания.

Покровителями медицины и ветеринарии был бог Нинаву и его сын, символ которого – змея, обвивающая жезл, частично сохранился в качестве эмблемы ветеринарии наших дней. Посох и змея вокруг жезла – у Асклепия – бога врачебного искусства древних греков.

Выдающимся памятником культуры и истории Вавилонии является кодекс законов Хамурапи – это наиболее древний документ, составлен в XVIII в. до н.э., в нем упоминается о ветеринарных специалистах (условиях их деятельности и судебной ответственности). Так, в случае смерти подвергнутого лечению животного, врач возмещает ¼ часть стоимости животного. В кодексе законов ветеринарные врачи упоминаются отдельно от медицинских.

Итак, за период 20 – 10тыс. лет до н.э. – период рабовладельческого общества – в Китае, Индии, Вавилоне, Персии народная ветеринария обогащалась новыми способами и средствами лечения, чему способствовало одомашнивание животных.

Распространение науки происходило по путям торгово-экономических отношений к Египту, Древней Греции и Риму.

В Египте. Приемы врачевания зародились за 4тыс. лет до н. э. С накоплением опыта за 2тыс. лет до н. э. в медицине развилась широкая врачебная специализация: хирургия, стоматология, глазные врачи и ветеринарные врачи. Профессиональная ветеринария обогащена знаниями о причинах болезней и мерах борьбы с ними. Ветеринария занимала почетное место, как и в Индии. Врачевание животных было привилегией жрецов. В папирусах описаны болезни: бешенство, чума крупного рогатого скота, парша птиц. За 1500 лет до н.э. составлены папирусы, посвященные хирургии и заболеваниям по частям тела. Постепенно медицина погружается в колдовство и мистику. в папирусах, кроме лечения, содержатся молитвы и магические процедуры. В одном из папирусов (длиной 20 метров) кроме молитв описано кровообращение у некоторых видов животных и методы лечения ран людей и животных. В папирусах Эберса описаны 900 лекарств, указан их состав, дозы, предписания – «варить», «смешать». Описано более 250 болезней. Врачи применяли кровопускание, имели определенные знания в области хирургии. В папирусах описаны операции (ампутация, кастрация, переломы). Археологами обнаружены хирургические инструменты (пинцеты, ножницы и др.). Были известны некоторые анатомические термины и значения головного и спинного мозга в прогнозе при его травме; знания о печени, сердце, сосудах.

Египтяне достигли значительных успехов врачевания животных, были специалисты по лечению животных различных пород и видов.

3тыс. лет до н. э в Египте открыто специальное учебное заведение «Дом жизни», где преподавали ветеринарию, наряду с математикой, астрономией, архитектурой и др. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали в храмах юноши из вольноотпущенных и рабов. Наряду с храмовой жреческой ветеринарией развивается и народная ветеринария, знания передаются от отца – сыну.

Согласно вере египтян, душа человека продолжает существовать и после смерти, но при условии сохранения тела, в которое она могла вселиться. В целях предохранения трупов от разложения использовалось бальзамирование – это способствует развитию анатомии. Бальзамировали жрецов, фараонов, но и культовых животных (кошек и быков).

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев, арабов.

Древняя Греция – Эллада – состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Расцвет античной Греции в V в. до н. э. был обусловлен победой над персидскими завоевателями.

Греция посредник между странами Азии и Африки, позднее и Европы. Участие греков в международном торговом обороте, общении с разными народами, знакомство с их культурами, религией содействовало развитию своеобразного мировоззрения – греческой натурфилософии. Знания еще не подразделялись на отдельные науки и объединились общим понятием – философии. Материализм и идеализм в философии отражали острую классовую борьбу. Представителем материалистической философии был – Демокрит – (460 – 360гг. до н. э.) – «В основе мира лежит не бог, не дух, а материя, состоящая из атомов», «Природа едина и находится в вечном движении»; Гераклид – «все течет – все меняется» и др.

Идеалистическая философия во главе с Платоном представляла реакционную земельную рабовладельческую аристократию. Они объясняли все происходящее влиянием мистической силы над миром. Натурфилософия влияла на развитие материалистического представления о болезни.

В античный период религиозные учения не влияют на врачебную науку, в том числе ветеринарию. С развитием рабовладельческого строя лечение сосредоточено в храмах и ветеринария стала жреческой, но развивалась и народная ветеринария. В ряде городов – общественные врачи лечили бедных бесплатно, а домашние врачи – богачей.

Прогресс в сельском хозяйстве и военное дело играли большую роль в развитии ветеринарии.

Лечением лошади занимались гиппиатры (hyppos – лошадь, iatros — врач). В этом направлении развивалась ветеринария и далее, вплоть до XVIII в.

Греки оставили много работ по ветеринарии, в том числе Апсирта – гиппиатра (IV в. до н. э.) – ветеринарного врача римского войска во время походов на скифов в X в. до н. э. Сочинения «Гиппиатрика» неизвестного автора включают 420 статей. Здесь описаны причины болезней и способы лечения незаразных болезней и отравлений. Обычаи греков запрещали вскрывать трупы умерших людей, и анатомические знания врачей V – VI в. до н. э. были основаны на вскрытии животных. Лучшей школой для хирургов было нахождение врачей в войсках во время военных походов.

Греческие гиппиатры, как и медицинские врачи руководствовались учением Гиппократа – «отца медицины» (460-356 гг. до н. э.). Гиппократ – автор теории происхождения болезни у человека и животных.

Гиппократ получил первоначальное медицинское образование от отца – врача Гераклида, затем изучал медицину разных стран, много путешествовал. Ему были известны знания скифов.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы. Он делил причины болезней на два класса: 1 общие вредные влияния (климат, почва, наследственность); 2 личные – условия жизни, труда, питания, возраст и т.д. Он много уделял внимания хирургии, разработал учение о лечении переломов, вывихов. При обследовании больного применял перкуссию, аускультацию, пальпацию. Большое значение придавалось прогнозу болезни. Он указывал, что лечить следует больного, а не болезнь. В его учениях – «Прежде всего не навреди» Primum non nocĕre.

Все выводы Гиппократа построены на наблюдениях и строго выверенных фактах.

Учение Гиппократа на века предопределило развитие медицины. «Гиппократов сборник», представляющий сборник статей Гиппократа, его учеников и последователей, свидетельствует о том, что он возглавлял научное направление о болезнях, основанное на наблюдениях, отвергающее положение жреческой медицины. В клятве Гиппократ определял отношения врача к больному: он осуждал врачей, начинающих посещение к больному с требованиями оплаты и определения ее размера. Все идеи Гиппократа сохранили свое значение до настоящего времени.

Крупнейшим медицинским центром в Древней Греции в этот период была Александрия.

Расцвет греческой медицины в V – IV вв. до н.э. от Гиппократа продолжил Аристотель (384 – 322 до н.э.) – видный ученый древности, учитель Александра Македонского. Он идеалист, философ, ученик Платона. В научных исследованиях Аристотеля проявляются материалистические взгляды. В труде «О происхождении животных» заложены основы эмбриологии. Аристотель описал 500 видов животных, определил их как позвоночные и беспозвоночные, описав и их внутреннее строение. Он изучил и описал четырехкамерный желудок жвачных. Знал многое в анатомии, изучая жертвенных и больных животных. Он установил отсутствие желчного пузыря у лошади, роль сердца, почек и головного мозга, отличал нервы от сухожилий, изучил развитие цыпленка; описал болезни: сап лошадей, бешенство собак, ценуроз овец.

Но кроме материалистических  взглядов в науке у Аристотеля присутствуют и идеалистические воззрения – наличие души, первичности духа и вторичности материи. Научные учения Аристотеля в течение 2 тысячелетий – признавались и были авторитетны.

В Древнем Риме

В древнеримском государстве объединялось большое число стран, поэтому ветеринария получила значительно большие возможности развития, чем в странах Востока, с более низким уровнем производительных сил, чем в Древней Греции, раздробленной на мелкие города – государства. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии, для сохранения ее боеспособности была создана организованная медицинская служба: военные госпитали, определены врачи легионов

Начиная с I века н.э., в римской армии были ветеринарные врачи и организованы лазареты для больных лошадей (veterinarium).

Кроме них ветеринарную помощь животным оказывали и медики, и сельские хозяева животных.

Врачеванием животных занимались обычно иноземцы – сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы из стран Востока, Малой Азии и Египта.

Сущность представления о болезнях и мерах борьбы заимствованы из Греции от Гиппократа, Аристотеля.

В Риме уже были элементы государственной врачебной деятельности в отличие от Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и врача.

В Риме ветеринарная деятельность утрачивает в большой степени связи с религиозными представлениями и храмами.

Многими римскими авторами описаны болезни, общие для людей и животных. Силиус Италикус – в 212г. до н.э. в Сицилии описал болезни в армиях римлян: сначала заболевали собаки, потом птицы, животные и люди. Эпизоотии – в античное время были частым явлением. Описаны болезни схоже с бешенством, оспой овец, чумой КРС. Впервые в эпизоотиях за 376 -386 гг. описана чума КРС, она завезена с востока солдатами во время войн. «Чума Антониана» — людей, в период 165 – 180 гг. н.э. унесла 5 млн. людей, 2 императора.

В качестве мер борьбы с бешенством практиковался убой животных и был известен основной признак бешенства – водобоязнь. (Апулей в известном тексте «Метаморфоз» рассказывает о бешеной собаке, которая перекусала людей и животных. Укушенных животных собираются убить, и укушенный Люциус, превращенный колдуньей в осла, спасается от смерти тем, что выпивает целое ведро воды, доказывая этим, что не страдает водобоязнью).

В период – 200 лет до н.э. – I в. н.э. – есть труды по ветеринарии, внедряется термин veterinarius, в трактате о медицине с разделами по ветеринарии, а также в сочинениях агронома Колумеллы.

Более поздний и полный труд – Вегеция «Artis veterinarie sive mulomedicinae», пытавшегося определить основы диагностики болезней или Флавия – военного писателя о личных наблюдениях, о болезнях. Он указывал о сходстве  болезней человека и животных, сравнивая их на основе данных физиологии и патологии.

На развитие ветеринарии большое влияние оказал крупнейший врач Рима Гален (131 – 201гг. н.э.), знаменитый после Гиппократа – врач древности. Он был врачом гладиаторов, изучал анатомию, вскрывал трупы людей, брошенных на съедение диким зверям, преступников на войне, животных. Он описал кости, мускулатуру, пищеварительную и дыхательную системы. Гален установил, что стенки желудка, кишок, артерий и других органов состоят из нескольких слоев, что в мышцах имеются соединительно – тканые волокна и спинномозговые нервы, определил 7 пар черепно-мозговых нервов.

Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений, то есть установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов. В честь этого в средние века и в наши дни такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Гален первым ввел эксперимент в физиологию, изучал функции органов, в т.ч.  мозга, нервов на свинье и дал основание патологии, укрепил материалистические учения в медицине. Он жил в период упадка идеалистических идей и был подвержен колебаниям от материалистических до идеалистических представлений о природе.

Долгое время до Парацельса он имел могущественное влияние в обществе и его авторитет был непререкаем даже у католической церкви.